Не следует забывать о том, что неуспеваемость может быть обусловлена перестройкой в организме и личности ребенка и носить временный характер.
Можно выделить два наиболее критических периода развития на протяжении обучения в школе: поступление в первый класс и период с 5 по 7 класс. Данные этапы развития могут характеризоваться снижением активности ребенка и заинтересованности в учебе, повышенной утомляемостью и импульсивностью.
Период поступления в первый класс
Начало первого года в школе всегда сопряжено с процессом адаптации, которую все дети переживают по-разному. Этот процесс включает в себя социальный, психологический и физиологический аспекты и может быть условно разделен на три основных этапа.I этап. Ориентировка.
Наиболее сложный период для ребенка. Комплекс воздействий, с которым связано начало систематического обучения, заставляет организм ребенка испытывать сильнейший стресс. Ребенок сталкивается с задачами, которых ему не приходилось решать раньше: нужно осваивать учебное пособие, выполнять домашнее задание, взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Этот этап характеризуется низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, появлением сложностей с концентрацией внимания. Продолжительность периода – 2-3 недели.II этап. Приспособление.
Организм школьника начинает искать оптимальные варианты реакций на требования, которые к нему теперь предъявляют родители, на педагогические воздействия и на отношение одноклассников. Этот период не имеет четких рамок и может продолжаться разное время – в зависимости от индивидуальных адаптационных возможностей ребенка и его соматического состояния.III этап. Устойчивое приспособление.
Ребенок вырабатывает относительно устойчивые варианты реагирования организма и психики на учебную нагрузку, адекватные способы поведения.Период обучения в 5-7 классах
Обучение в 5-7 классах приходится на переходный возраст. Мощные биологические перестройки в организме ребенка характеризуются эмоциональной неустойчивостью, неуправляемостью и значительным снижением интереса к учебе. Дети могут игнорировать выполнение домашнего задания, рекомендации учителя. Учебное пособие не привлекает их внимание – сфера их интересов лежит далеко за пределами школы.Неуспеваемость ребенка, вызванная психофизиологическими причинами, почти не зависит от него, а потому задача учителя и родителей – помочь ребенку преодолеть сложный период. Найти индивидуальный подход, подобрать интересное учебное пособие. И самое главное – проявить терпение.