Затрагивая вопросы обучения, мы вспоминаем в первую очередь о школе. Или, в крайнем случае, о ВУЗе. И очень часто забываем о том, что обучение доступно не только детям, но и взрослым. Более того – взрослые по-настоящему ответственно подходят к обучению, поскольку решение учиться является их осознанным выбором. Они сознательно выбирают, чему учиться, и понимают, что получить знания – в их интересах.
Однако не стоит переносить на взрослых учащихся стереотипы, касающиеся обучения детей. Невозможно отрицать, что психика взрослого человека сильно отличается от психики ребенка, его поведенческих реакций, его познавательных способностей. А потому и методика обучения должна быть принципиально иной.
В последние годы в рамках педагогики возникла специальная наука – андрагогика. Эта наука посвящена изучению вопросов, связанных с обучением для взрослых, – тому, какое учебное пособие следует выбрать, какую методику использовать и как найти подход к человеку с уже сформировавшимся сознанием.
Особенности психики взрослых учащихся:
- потребность в обосновании обучения, осмыслении процесса;
- потребность в самостоятельности;
- жизненный опыт;
- осознание необходимости обучения;
- стремление к практическому применению полученных знаний.
Потребность в обосновании (смысле)
Независимо от изучаемого предмета, взрослая аудитория очень требовательно относится к обоснованию изучения каждого курса или раздела. Им важно знать, что будет, если они не освоят предложенный материал или учебное пособие. Взрослые учащиеся никогда не пожалеют сил и времени, чтобы выяснить: а стоит ли тратить время и силы на освоение определенной информации.
Потребность в самостоятельности
Отличительной чертой поведения взрослого человека является способность самостоятельно принимать решения и отвечать за них впоследствии. Оказавшись в учебной обстановке взрослый учащийся словно возвращается назад во времени, когда он в определенной степени зависел от учителя. Однако теперь он может и хочет сам выбирать предмет, преподавателя и учебное пособие.
Осознание необходимости
В ситуации обучения взрослых людей не любое указание руководства влечет за собой осознание необходимости усвоения информации. Как показывает практика, при корпоративном обучении начало курса лучше всего посвящать разбору ситуации в компании и тех требований, которые предъявляются к знаниям и умениям.
Практическая направленность
Одна из особенностей взрослых учащихся — внимание к решению конкретных жизненных задач. Путь решения конфликта, возникающего из-за теоретической организации материала, — построение связей между теорией и типичными ситуациями, выстраивание логики реальных действий.