Образовательная робототехника: общая информация

Образовательная робототехника - это новинка в междисциплинарном обучении детей в детских садах, школах и вузах, развивает знания о физике, математике, кибернетике, ИКТ, технологии, кибернетике. С ее помощью дети разных возрастов вовлекаются в процесс инновационного научно-технического творчества. Подобная дисциплина уже успела стать жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. 

На самом же деле, вопреки всем домыслам и страхам, образовательная робототехника не является ни заумным предметом, ни профессией будущего, ни беззаботным развлечением. Она считается базой для серьезного изучения прикладных технических навыков, необходимых для будущего технаря уже в маленьком возрасте. 


Робототехника в образовании

Образовательная робототехника сегодня набирает популярность в школах и кружках дополнительного образования. Ученики вовлечены в образовательный процесс благодаря созданию моделей – роботов, проектированию и программированию робототехнических устройств и участвуют в робототехнических соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях. 

Обучение при помощи образовательной робототехники позволяет учащимся задуматься о технологиях. В процессе моделирования, конструирования, программирования и документирования автономных роботов, ученики не только учатся тому, как работают технологии, но и значимым и увлекательным способом применяют знания и умения, полученные в школе. Образовательная робототехника богата возможностями в интеграции не только в областях науки, технологии, инженерии и математики (STEM), но и во многих других областях, в том числе и грамотности, общественных науках, танцах, музыке и искусстве, позволяя ученикам находить способы работать совместно, чтобы развить их навыки сотрудничества и самовыражения, навыки решения проблем, критического и инновационного мышления. 

На данный момент выделяют 3 основных вида робототехники:

  1. Творческая. Предполагает исследовательскую работу в рамках решения проблем развития искусственного интеллекта. Обучение по данному направлению обычно проходит в проектных группах. Участники ведут работу над своими проектами самостоятельно. Результатом должно стать участие со своим продуктом в соревнованиях и конкурсах. В проектные группы для освоения творческой робототехники обычно не принимаются дети без первоначальной подготовки. Иногда новичкам находится место, то только в том случае, если ребенок показал особые способности или хорошо зарекомендовал себя. Обычно в таких ситуациях присоединение к проектной группе происходит в течение учебного года.
  2. Спортивная. Это одно из самых захватывающих направлений. Позволяет не только получить эстетическое удовольствие от результата своего труда, но и принять участие в соревнованиях. Спортивная робототехника позволяет создать и использовать мобильные машины в таких соревнованиях, как роботофутбол, Евробот и других.
  3. Образовательная. Использование робототехники в образовательном процессе формирует базовые знания и умения в конструировании и программировании роботов. Данная отрасль является самой популярной среди своих аналогов и активно внедряется в любой образовательный процесс. Образовательная робототехника способна обучить многим навыкам:
  • Самостоятельное проектирование конструкций.
  • Понимание принципов работы различных механизмов.
  • Основы компьютерной грамотности.
  • Принципы программирования.
  • Оптимизация процессов и поиска альтернативных решений.
  • Применение английского языка (стандарт в технической отрасли).
  • Понимание "для чего нужна математика".
  • Взаимодействие программной части с конструкцией.
  • Работа в составе команды и общей социализации.

Робототехника для детей

Замечая у ребенка явные способности к естественным наукам и инженерному творчеству, вы рано или поздно должны ему объяснить, что такое робототехника, и приложить все усилия для того, чтобы ваше чадо развивало в себе эти знания, мы сейчас говорим о различных курсах и кружках. 

Знаете ли вы, что на данный момент применяется образовательная техника в ДОУ? Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее возможностями (педагоги бы сказали "дидактическими возможностями") и решаемыми с ее помощью задачами:

  • развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;
  • навыки математики и счета: даже на уровне подбора деталей для робота приходится иметь дело с балками разной длины, сравнением деталей по величине и счетом в пределах 10-15;
  • первый опыт программирования;
  • навыки конструирования, знакомство с основами механики и пропедевтика инженерного образования;
  • работа в команде: робота обычно делают вдвоем или втроем;
  • навыки презентации: когда проект завершен, надо о нем рассказать.

Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти ещё десяток занятий, ее решающих, но робототехника удивительным способом их все в себе соединяет. Если вы думаете, что в таком возрасте ребенок это не усвоит или для него робототехника - нерешаемая задача, то вы ошибаетесь. Образовательная робототехника для детей изучается вместе с педагогами либо в форме игры, либо с применением понятных для ребенка учебных материалов

 

Внедрение робототехники в образовательное пространство школы становится все более частым явлением, и в этом есть только неизменные плюсы, нежели минусы. Во-первых, изучение робототехники создает предпосылки для социализации личности учащихся и обеспечивает возможность ее непрерывного технического образования, а во-вторых, освоение с помощью лего-наборов и других роботоконструкторов компьютерных технологий – это путь школьников к современным перспективным профессиям и успешной жизни в информационном обществе. Конечно же, занятия робототехникой не приведут к тому, что все дети захотят стать программистами и роботостроителями, инженерами, исследователями. В первую очередь занятия рассчитаны на общенаучную подготовку школьников, развитие их мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков

Конечно, подобные занятия есть не в каждой школе и не в каждом детском саду, и не нужно бояться отдавать своего ребенка именно в такое учебное учреждение, ссылаясь на то, что у него нет робототехнических задатков. Главное - развитие детей, а какая это отрасль разве так важно? Поверьте в своего ребенка и не бойтесь новых, технологических прогрессов. 

Вверх