Основными факторами, влияющими на развитие человека, можно считать биологический и социальный. К первому относятся наследственность, конституция, задатки, а второй – это фактор среды. Человек начинает развиваться тогда, когда качественно изменяется ситуация вокруг него или сам субъект качественно меняет род деятельности (например, знакомится с новыми людьми или осваивает новый предмет). На каждом этапе развития этот процесс подчиняется определенной логике, при переходе от одного этапа к другому на новый уровень переходит и логика. По такому принципу строится любой процесс развития или обучения, в том числе и обучение в школе.
Потенциал развития
В результате многими исследователями определяется такое понятие, как "зона ближайшего развития". С помощью этого термина можно обозначить разницу между актуальным уровнем развития ребенка и уровнем возможного развития. При этом актуальный уровень развития соответствует уровню трудности задач, которые ребенок может решить самостоятельно, а потенциал развития определяется тем, насколько сложную тему ребенок может освоить под руководством взрослого по учебному пособию.
В результате можно предположить, что прогресс развития стимулирует не любое обучение, а только то, которое "опережает" актуальный уровень знаний ребенка. Немаловажным фактором для формирования личности ребенка является общение с взрослыми, поскольку такая практика также может считаться "обучением с опережением".
Основные особенности детского развития
1. Цикличность развития.
Развитие ребенка на протяжении всего детства может иметь различный темп и содержание. Периоды интенсивного развития сменяются менее динамичными периодами. И ценность единицы времени в жизни ребенка зависит от того, какое место эта единица занимает в циклах развития. Так, например, месяц в младенчестве не равен месяцу в подростковом возрасте.
2. Неравномерность развития.
Развитие разных сторон личности ребенка (в том числе и психических функций) происходит неравномерно. Каждый возрастной период характеризуется перестройкой, переосмыслением функциональных связей, устанавливается новая иерархия психических функций.
3. "Метаморфозы" в развитии.
Развитие нельзя свести к количественным показателям, поскольку этот процесс представляет собой цепь качественных преобразований, и каждая стадия развития отличается и от того, что было до нее, и от того, что придет на смену.
4. Сочетание в развитии процессов эволюции и инволюции.
Инволюция – обязательное условие прогрессивного развития. Приобретения каждого этапа в ходе следующего либо преобразуются, либо отмирают.
Любая деятельность, направленная на обучение, любое учебное пособие – это движущая сила развития, но только в том случае, если учитываются особенности детской психологии в каждом конкретном возрасте.